Как правильно разработать грунт в зимних условиях

Как правило, в зимних условиях грунты для отсыпки насыпей разрабатывают в сосредоточенных резервах. Наиболее дорогой и энергоемкой является разработка верхнего слоя грунта в пределах глубины промерзания. Суммарные затраты на разработку 1 м3 грунта этого слоя в мерзлом состоянии или с предварительной защитой от промерзания всегда значительно больше, чем на разработку кубического метра талого грунта, лежащего ниже.

Учитывая эти экономические соображения, а также с целью снижения содержания мерзлых комьев в общей массе отсыпаемого грунта, при выборе мест заложения резервов стремятся максимально сократить их площадь и увеличить глубину. Наиболее глубокие резервы обычно закладывают при разработке экскаваторами (до 5—7 м и более).

Притрассовые мелкие резервы зимой закладывают только в исключительных случаях, так как при небольшой глубине они зачастую полностью размещаются в пределах слоя промерзания.

При закладке, в случае необходимости мелких притрассовых резервов, грунты их с осени должны быть защищены от промерзания. Ограничения по закладке мелких резервов не распространяются на участки сухих несвязных (несмерзающихся) грунтов.

Места размещения сосредоточенных резервов выбирают, стремясь обеспечить: минимальную среднюю стоимость разработки 1 ж3 грунта; минимальную среднюю дальность транспортировки грунта; удовлетворительный гранулометрический состав и оптимальную влажность грунта; наименьшее обесценивание земель, пригодных для использования под посевы или посадки; возможность проложения без больших затрат подъездных путей для вывозки грунта.

Протяженность больших насыпей в большинстве случаев невелика и грунт для их отсыпки разрабатывают в одном-двух сосредоточенных карьерах. Если же участки насыпей, возводимых в зимних условиях, имеют значительную протяженность, то для получения необходимого количества грунта и сокращения дальности его возки вдоль трассы закладывают ряд сосредоточенных резервов. Расстояние между ними колеблется в значительных пределах ■в зависимости от используемых землеройных и транспортных средств, условии рельефа и ценности угодий. В средних условиях ■один сосредоточенный резерв обеспечивает грунтом от одного до трех километров строящейся дороги.

Экономически оценивают размещение ряда резервов, исходя из следующих соображений: чем больше объем грунта, получаемого из одного резерва, и чем больше глубина его, тем меньше доля дополнительных затрат на разработку мерзлого слоя или на защиту его от промерзания. В то же время чем больше объемы резервов и длина обслуживаемых ими участков (чем больше расстояния между смежными резервами), тем выше транспортные расходы на доставку грунта из резерва в насыпь.