Особенности ремонта валов: наиболее популярные дефекты и их исправление

В процессе интенсивной эксплуатации или при нарушении условий использования на валах появляются различные дефекты.

Изнашиваются и задираются посадочные шейки, предназначенные для установки подшипников. Мнутся рабочие поверхности после достижения максимальной степени износа. Сходные проблемы выявляются с канавками для шпонок, шлицами и резьбой.

Металлические валы под действием нагрузок могут скручиваться и гнуться, на них образуются трещины и изломы. Известны и применяются разнообразные методы ремонта и восстановления валов.

Способ выбирается с учетом конкретного вида изъяна изделия, поэтому подробнее о прецизионных валах и вариантах устранения дефектов будет рассказано ниже. До начала ремонтных работ проверяется состояние центральных дырок на торцах. На токарном станке они восстанавливаются при необходимости.

Изогнутости

Прогнутая деталь правится после предварительного нагрева или без оного. Изгибы маленькие наклепываются или шлифуются.

Экземпляры с диаметром до 7,9 см и изъяном до 8,1 мм на метр длины восстанавливают без нагревания с использованием пресса или скоб винтовых. Превышение по любому из приведенных значений приводит к необходимости высокотемпературной обработки. Цилиндрический метиз прогревается до 650 градусов Цельсия.

Прогиб до 4,1 мм на один метр длины можно править и местным наклепом. Обточенные валы с несущественными изогнутостями до 0,21 мм на тот же метр удаляются шлифовкой.

Изделия нагревают до 454 градусов Цельсия после завершения процедуры исправления формы. При этой температуре их выдерживают в течение часа. Таким методом снимаются внутренние перенапряжения.

Посадочные шейки

Изношенные участки деталей наращиваются путем наплавления или металлизации, электролитического покрытия или полимерного. Производится также пластическое деформирование и точение с последующим напрессовыванием втулки. В последнем варианте обеспечивается толщина стенок втулки свыше 3,1 мм.

Наиболее популярный способ заключается в наплавлении металлического слоя. Сплав наплавляется обычно по линии винтовой. С небольшой жесткостью метизы восстанавливаются в продольном направлении. Редко применяется схема крест-накрест.

После процедур вал зачищается от шлаков, правится и подвергается термообработке. На завершающей стадии изделие стачивается и шлифуется до требуемого диаметра.